На прошлой неделе в Сухуме прошла межународная научная конференция, приуроченная к 160 летию окончания Кавказской войны. Об уроках этой войны делали доклады ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени, Орла, Симферополя, Ставрополя, Грозного, Махачкалы, Черкеска, Карачаевска и Майкопа. Своими впечатлениями о выступлениях ученых, их полемике и мыслями о значении событий той войны для настойщего Абхазии поделился политик Леван Микаа.
- Леван, на днях в Абхазии завершилась трёхдневная международная научная конференция. Её темой была «Кавказская война. Уроки истории и современность». Посвящена она памяти Георгия Алексеевича Дзидзаря. Вы на этой конференции присутствовали, следили за её ходом, поделитесь, пожалуйста, впечатлениями, каковы, на Ваш взгляд, итоги этой конференции?
- За многие годы впервые проведена международная конференция по такой тематике, как Кавказская война, махаджирство, что вызвало большой резонанс в обществе. Были и противники, и те, кто горячо поддерживали проведение такой научной конференции. Я хотел бы раскрыть плюсы от проведения таких конференций. На научную конференцию были приглашены ведущие ученые Дагестана, Чечни, Кабардино-Балкарии, Карачаева-Черкесии, Адыгеи и состоялся обмен мнениями, обмен наработанными за многие годы материалами по этой тематике, что вызвало большой интерес. Георгий Алексеевич Дзидзария создал фундаментальные труды по этой теме, в свое время это было прорывом в научном исследовании в этой сфере, они опередили время на 40-50 лет. Сейчас историки проводят большую работу на Северном Кавказе, изучая эту тематику. В осмыслении уроков Кавказской войны были сделаны выводы, которые полезны и нам, чтобы мы понимали, как оценивают их наши братские народы, какие делают выводы из тех уроков, которые преподнесла нам история.
Очень интересен был взгляд дагестанских ученых. Дагестан – это родина имама Шамиля. И Шамиль, и его роль в Кавказской войне - глобальные. Созданный имамат в течение десятилетий вел войну. К чему привела эта война? Война привела к, так сказать, почетному пленению Шамиля и нахождению компромисса между горцами Восточного Кавказа и российским императором. Махаджирства в том объеме, как это было на Западном Кавказе, на Восточном Кавказе не было. И после Кавказской войны, об этом тоже было несколько докладов, кавказские народы Восточного Кавказа выстроили такие взаимоотношения с российским государством, которые изменили их отношение к России. И сегодня можно сказать, что Кавказ является оплотом России, во всех конфликтах кавказцы уже вместе с Россией отстаивают интересы российского государства. Преодолению этой вражды была посвящена часть докладов и обсуждений. И мы сегодня видим, что народы Дагестана очень динамично развиваются, сегодня в Дагестане уже 3,5 миллиона населения, как было сказано на конференции, оно выросло в 17 раз. То же самое можно сказать о Чечне и об Ингушетии. Интересным было сообщение о том, какие памятники создаютсяна Северном Кавказе, посвященные Кавказской войне, без поиска какого-то конфликта, конфронтационности. Все это делается во имя общего будущего. И все это было очень интересно.
- Леван, на ваш взгляд, какое значение имеют для современности уроки Кавказской войны?
- Кавказская война – это длительный этап в истории Кавказа. По некоторым оценкам это сто лет, есть историки, которые считают, что это - несколько столетий. Разные периоды были в этот исторический промежуток времени, нельзя делать однозначные выводы. Что касается истории Абхазии, когда мы говорим о русско-турецких и русско-иранских войнах, и когда Российская империя одерживала победы над Османской империей и над Иранской, Турция и Иран отдавали территории Южного Кавказа. Но они отдавали те территории, которыми не владели. Кавказ был независимым. На Северном Кавказе и в Абхазии были свои государственные образования, которые были практически независимы от Османской империи, поэтому формальные соглашения, которые были между Россией и Османской империей, ничего не значили. России пришлось завоевывать Кавказ и объявить войну горцам Кавказа.
Но в этой войне, например, в Абхазском княжестве с 1810 по 1864 год, 50 с лишним лет, владетель имел автономию. Наше княжество в автономном режиме входило в состав Российской империи, и военных действий здесь не было. Нельзя этого сказать про Ахчепсо, Садзны, Дал, Цабал, эти вольные общества имели другую общественную структуру. Политика абхазских владетелей, например Михаила, заключалась в том, что они были посредниками между Западным Кавказом и Российской империей. Находясь на содержании у Российской империи, наш владетель получал довольствие и зарплату, был в чине генерала. По завершению Кавказской войны в 1864 году было принято решение о ликвидации Абхазского княжества. И основная трагедия началась с 1866 года, со знаменитого Лыхненского восстания начался период депортации абхазов, и это было связано с тем, что Абхазия лишилась своей политической автономии. И уже не существовало руководителей Абхазии, которые могли принимать решения, могли заниматься регулированием дипломатических и внешних взаимоотношений. Этой темы мы не касались, но Кавказская война для абхазцев не закончилась в 1864 году. Крупные этапы махаджирства были в 1867 году и в 1877-1878 годах. Для Абхазии все-таки Кавказская война завершилась в 1878 году с последним этапом махаджирства. В результате этой войны Абхазия потеряла свыше 80% своего населения. Этот период обозначен Георгием Алексеевичем Дзидзария как этап махаджирства и насильственного перселения абхазцев в пределы Османской империи. Его можно разделить на тот этап, когда в Абхазии существовало политическое руководство в лице владетельных князей, которые сохраняли Абхазию, вели тонкую дипломатическую деятельность. А второй этап начался с 1865 года с потерей владетельного дома, когда абхазы фактически потеряли независимость, и Абхазское княжество было переименовано в Сухумский военный округ, где было введено российское управление. Вот с этого периода началась трагедия Абхазского княжества, когда оно осталось без управления, без возможности принятия правильных решений, которые могли народ сохранить. Поэтому я бы сделал такие выводы, что именно в те периоды, когда государственность Абхазии сохраняется, когда во главе ее находятся деятели, которые продумывают будущее, Абхазия может сохраниться. А когда она утрачена, как, например, в советское время, когда Нестор Лакоба был отравлен и фактически в Абхазии было грузинское управление, начинаются большие трагедии для абхазского народа, то есть, абхазская государственность является механизмом защиты для абхазского народа.
- Почему все это для нас сегодня важно?
- Это всегда важно. Есть разные формы сохранения народа в рамках другого государства, в рамках федерации, конфедерации, другие формы, например, курды развиваются в составе разных государств, не имея вообще никакой автономии. Но что касается уроков абхазской истории, когда наступал период понижения формы государственности, начиналась трагедия для абхазского народа. Если взять советский период, была союзная республика, потом автономная, с убийством Нестора Лакоба государственность была снижена до формальной автономии. Поэтому формой независимости Абхазии, которую мы сегодня имеем, мы должны дорожить. И это наглядно показывает вся наша история. Кстати, наши братья с Северного Кавказа тоже подчеркивали, что нашли формулу нахождения в составе России, они численно развиваются и у них есть много позитивных моментов. И тот факт, что мы сегодня с помощью Российской Федерации развиваемся как независимое государство - это очень большой плюс для развития народа, и мы должны использовать истрический шанс, который у нас есть в результате того, что мы сегодня независимое государство, признанное членом Совета Безопасности, великой страной - Российской Федерацией. И мы должны максимально для своего культурного и экономического развития использовать этот фактор.
- Леван, в рамках конференции были ли какие-то разночтения в толковании уроков Кавказской войны? Как проходило обсуждение этой темы во время конференции?
- Я не видел диаметрально противоположных точек зрения. Все, естественно, понимали, какая трагичная история была. Кавказская война – это была война на истощение, когда кавказские народы должны были потерять свою независимость. Но все однозначно понимали, что этот период войны связан с тем, что европеизация касалась всего мира, и модернизированная Европа пришла на Кавказ через Россию. Кавказ не мог бы оставаться вне пределов экспансивной политики тех империй, которые были в тот период, нельзя переносить это на сегодняшний день, надо делать выводы и объяснять природу этих событий сегодня не для того, чтобы настраивать какую-то одну часть людей против других, а для того, чтобы преодолеть, осмыслить и дальше двигаться, переворачивая страницы нашей трагической истории. Поэтому, мне кажется, очень полезно проводить такие конференции, где практически все ученые находились на одной, скажем так, гуманистической платформе. Объективная история была очень важна для всех.
Беседовала Елена Заводская для Апсныхабар
- Леван, на днях в Абхазии завершилась трёхдневная международная научная конференция. Её темой была «Кавказская война. Уроки истории и современность». Посвящена она памяти Георгия Алексеевича Дзидзаря. Вы на этой конференции присутствовали, следили за её ходом, поделитесь, пожалуйста, впечатлениями, каковы, на Ваш взгляд, итоги этой конференции?
- За многие годы впервые проведена международная конференция по такой тематике, как Кавказская война, махаджирство, что вызвало большой резонанс в обществе. Были и противники, и те, кто горячо поддерживали проведение такой научной конференции. Я хотел бы раскрыть плюсы от проведения таких конференций. На научную конференцию были приглашены ведущие ученые Дагестана, Чечни, Кабардино-Балкарии, Карачаева-Черкесии, Адыгеи и состоялся обмен мнениями, обмен наработанными за многие годы материалами по этой тематике, что вызвало большой интерес. Георгий Алексеевич Дзидзария создал фундаментальные труды по этой теме, в свое время это было прорывом в научном исследовании в этой сфере, они опередили время на 40-50 лет. Сейчас историки проводят большую работу на Северном Кавказе, изучая эту тематику. В осмыслении уроков Кавказской войны были сделаны выводы, которые полезны и нам, чтобы мы понимали, как оценивают их наши братские народы, какие делают выводы из тех уроков, которые преподнесла нам история.
Очень интересен был взгляд дагестанских ученых. Дагестан – это родина имама Шамиля. И Шамиль, и его роль в Кавказской войне - глобальные. Созданный имамат в течение десятилетий вел войну. К чему привела эта война? Война привела к, так сказать, почетному пленению Шамиля и нахождению компромисса между горцами Восточного Кавказа и российским императором. Махаджирства в том объеме, как это было на Западном Кавказе, на Восточном Кавказе не было. И после Кавказской войны, об этом тоже было несколько докладов, кавказские народы Восточного Кавказа выстроили такие взаимоотношения с российским государством, которые изменили их отношение к России. И сегодня можно сказать, что Кавказ является оплотом России, во всех конфликтах кавказцы уже вместе с Россией отстаивают интересы российского государства. Преодолению этой вражды была посвящена часть докладов и обсуждений. И мы сегодня видим, что народы Дагестана очень динамично развиваются, сегодня в Дагестане уже 3,5 миллиона населения, как было сказано на конференции, оно выросло в 17 раз. То же самое можно сказать о Чечне и об Ингушетии. Интересным было сообщение о том, какие памятники создаютсяна Северном Кавказе, посвященные Кавказской войне, без поиска какого-то конфликта, конфронтационности. Все это делается во имя общего будущего. И все это было очень интересно.
- Леван, на ваш взгляд, какое значение имеют для современности уроки Кавказской войны?
- Кавказская война – это длительный этап в истории Кавказа. По некоторым оценкам это сто лет, есть историки, которые считают, что это - несколько столетий. Разные периоды были в этот исторический промежуток времени, нельзя делать однозначные выводы. Что касается истории Абхазии, когда мы говорим о русско-турецких и русско-иранских войнах, и когда Российская империя одерживала победы над Османской империей и над Иранской, Турция и Иран отдавали территории Южного Кавказа. Но они отдавали те территории, которыми не владели. Кавказ был независимым. На Северном Кавказе и в Абхазии были свои государственные образования, которые были практически независимы от Османской империи, поэтому формальные соглашения, которые были между Россией и Османской империей, ничего не значили. России пришлось завоевывать Кавказ и объявить войну горцам Кавказа.
Но в этой войне, например, в Абхазском княжестве с 1810 по 1864 год, 50 с лишним лет, владетель имел автономию. Наше княжество в автономном режиме входило в состав Российской империи, и военных действий здесь не было. Нельзя этого сказать про Ахчепсо, Садзны, Дал, Цабал, эти вольные общества имели другую общественную структуру. Политика абхазских владетелей, например Михаила, заключалась в том, что они были посредниками между Западным Кавказом и Российской империей. Находясь на содержании у Российской империи, наш владетель получал довольствие и зарплату, был в чине генерала. По завершению Кавказской войны в 1864 году было принято решение о ликвидации Абхазского княжества. И основная трагедия началась с 1866 года, со знаменитого Лыхненского восстания начался период депортации абхазов, и это было связано с тем, что Абхазия лишилась своей политической автономии. И уже не существовало руководителей Абхазии, которые могли принимать решения, могли заниматься регулированием дипломатических и внешних взаимоотношений. Этой темы мы не касались, но Кавказская война для абхазцев не закончилась в 1864 году. Крупные этапы махаджирства были в 1867 году и в 1877-1878 годах. Для Абхазии все-таки Кавказская война завершилась в 1878 году с последним этапом махаджирства. В результате этой войны Абхазия потеряла свыше 80% своего населения. Этот период обозначен Георгием Алексеевичем Дзидзария как этап махаджирства и насильственного перселения абхазцев в пределы Османской империи. Его можно разделить на тот этап, когда в Абхазии существовало политическое руководство в лице владетельных князей, которые сохраняли Абхазию, вели тонкую дипломатическую деятельность. А второй этап начался с 1865 года с потерей владетельного дома, когда абхазы фактически потеряли независимость, и Абхазское княжество было переименовано в Сухумский военный округ, где было введено российское управление. Вот с этого периода началась трагедия Абхазского княжества, когда оно осталось без управления, без возможности принятия правильных решений, которые могли народ сохранить. Поэтому я бы сделал такие выводы, что именно в те периоды, когда государственность Абхазии сохраняется, когда во главе ее находятся деятели, которые продумывают будущее, Абхазия может сохраниться. А когда она утрачена, как, например, в советское время, когда Нестор Лакоба был отравлен и фактически в Абхазии было грузинское управление, начинаются большие трагедии для абхазского народа, то есть, абхазская государственность является механизмом защиты для абхазского народа.
- Почему все это для нас сегодня важно?
- Это всегда важно. Есть разные формы сохранения народа в рамках другого государства, в рамках федерации, конфедерации, другие формы, например, курды развиваются в составе разных государств, не имея вообще никакой автономии. Но что касается уроков абхазской истории, когда наступал период понижения формы государственности, начиналась трагедия для абхазского народа. Если взять советский период, была союзная республика, потом автономная, с убийством Нестора Лакоба государственность была снижена до формальной автономии. Поэтому формой независимости Абхазии, которую мы сегодня имеем, мы должны дорожить. И это наглядно показывает вся наша история. Кстати, наши братья с Северного Кавказа тоже подчеркивали, что нашли формулу нахождения в составе России, они численно развиваются и у них есть много позитивных моментов. И тот факт, что мы сегодня с помощью Российской Федерации развиваемся как независимое государство - это очень большой плюс для развития народа, и мы должны использовать истрический шанс, который у нас есть в результате того, что мы сегодня независимое государство, признанное членом Совета Безопасности, великой страной - Российской Федерацией. И мы должны максимально для своего культурного и экономического развития использовать этот фактор.
- Леван, в рамках конференции были ли какие-то разночтения в толковании уроков Кавказской войны? Как проходило обсуждение этой темы во время конференции?
- Я не видел диаметрально противоположных точек зрения. Все, естественно, понимали, какая трагичная история была. Кавказская война – это была война на истощение, когда кавказские народы должны были потерять свою независимость. Но все однозначно понимали, что этот период войны связан с тем, что европеизация касалась всего мира, и модернизированная Европа пришла на Кавказ через Россию. Кавказ не мог бы оставаться вне пределов экспансивной политики тех империй, которые были в тот период, нельзя переносить это на сегодняшний день, надо делать выводы и объяснять природу этих событий сегодня не для того, чтобы настраивать какую-то одну часть людей против других, а для того, чтобы преодолеть, осмыслить и дальше двигаться, переворачивая страницы нашей трагической истории. Поэтому, мне кажется, очень полезно проводить такие конференции, где практически все ученые находились на одной, скажем так, гуманистической платформе. Объективная история была очень важна для всех.
Беседовала Елена Заводская для Апсныхабар