Леван Микаа, политик и ветеран Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 гг. рассказывает о том, как его семья пережила черные годы сталинских репрессий, когда выявляли и карали «врагов народа». Он призывает извлечь урок из прошлого и не повторять его.
«В эти годы, которые были черными для Абхазии, репрессии затронули нашу семью непосредственно, и для нашей семьи они были такими же черными и самыми, наверное, тяжелыми, возможно, даже тяжелее, чем война, потому что в Великую Отечественную войну врага знали в лицо, знали, с кем воевать и какой будет результат. Здесь же были безвинные пострадавшие. У дедушки Баграта(Шинкуба) всегда был собран чемодан, он ожидал, что в любое время его могут забрать. Это подтвердилось, когда он, будучи председателем Президиума Верховного СоветаАбхазии, увидел несколько томов своего личного дела, которое вели в НКВД. Там он увидел и доносчиков, которые доносили на него. Все это было подробно составлено после письма 1947-го года по поводу закрытия абхазских школ, которые они написали с Георгием Алексеевичем Дзидзарияи Константином Шакрыл. После этого письма начался очень жесткий прессинг по отношению к ним, за ним была установлена практически тотальная слежка, это было видно по его делу. И уже к 1953 году были подготовлены все документы, не хватало только санкции прокурора. Но Сталин умер и таким образом дедушка остался живой. Следственные мероприятия, которые проводились, и к чему подводилось все, – это была измена родине, по этой статье карались самым жестоким образом, расстрелом.
Бабушка мне рассказывала и о том, что ее брата тоже репрессировали. Бабушка - Тамара Константиновна Маршания, ее младший брат – Дмитрий Константинович Маршания, 1914 года рождения, его репрессировали в 1938 году по так называемому «Ткварчельскому делу». Это был молодой горный инженер, который работал в Ткварчале, был репрессирован и расстрелян, ему было 24 года. О причине его ареста никто не знал, тогда в Ткварчельскомшахтоуправлении всех абхазцев репрессировали. Просто выборка была по национальному признаку и всех молодых инженеров, всех специалистов арестовали и потом расстреляли.
Отец бабушки – Константин Маршания был народный учитель Абхазии, он писал письма Сталину, все время искал своего сына, но никаких концов он так и не нашел. А потом погибли два других его сына. Второй сын погиб в Отечественную войну, третий умер от тифа. Так он потерял троих сыновей, вскоре отец и мать бабушки скончались после такой трагичной ситуации.
Я хотел бы рассказать о своем втором дедушке, ПлатонеНиколаевиче Микаа. Он был председателем колхоза в селеКутол. Уважение всех сельчан он завоевал тем, что в 1930-е годы сумел так их сплотить, что репрессий в селе не было. И сельчане говорили о том, что благодаря его мудрой политике, которая заключалась в том, что в селе пресекались доносы, выявлялись доносчики, и был создан такой климат, где все поддерживали друг друга, они пережили этот тяжелый период и ни одного человека из жителей села Кутол не репрессировали. Я помню, что до конца его дней сельчане отмечали, что, когда в селе нетдоносчиков и нет раздрая, можно пройти тяжелый путь именно таким образом, при этом в больших селах очень многих тогда репрессировали.
- Леван, родной брат вашей бабушки, был реабилитирован?
- Да, конечно, он был реабилитирован. И так получилось, что мой дедушка Баграт в тот период был председателем Президиума Верховного Совета Абхазии, так назывался в советское время парламент. И именно через Президиум Верховного Совета шли бумаги Верховный суд СССР по реабилитации. Через его руки прошло огромное количество документов, огромное количество материалов, с которыми дедушка ознакомился, и он был информирован о тех страшных репрессиях, которые коснулись абхазского народа. Людей расстреливали по доносам и не щадили нипожилых, ни детей. Практически всю абхазскую интеллигенцию тогда уничтожили.
Наш народ получил такой урок, из которого мы все должны сделать выводы. Из моего рассказа видно, что там, где люди были сплоченные, где не было предательства, не было стукачества и доносов, там можно было сохраниться. А где были доносы и стукачество, там очень сильно пострадали люди. Я думаю, это важный исторический урок и желательно, чтобы мы на эти же грабли снова не наступали и у нас не было таких фактов, когда мы предаем друг друга, подставляем друг друга.
Елена Заводская для Апсныхабар
«В эти годы, которые были черными для Абхазии, репрессии затронули нашу семью непосредственно, и для нашей семьи они были такими же черными и самыми, наверное, тяжелыми, возможно, даже тяжелее, чем война, потому что в Великую Отечественную войну врага знали в лицо, знали, с кем воевать и какой будет результат. Здесь же были безвинные пострадавшие. У дедушки Баграта(Шинкуба) всегда был собран чемодан, он ожидал, что в любое время его могут забрать. Это подтвердилось, когда он, будучи председателем Президиума Верховного СоветаАбхазии, увидел несколько томов своего личного дела, которое вели в НКВД. Там он увидел и доносчиков, которые доносили на него. Все это было подробно составлено после письма 1947-го года по поводу закрытия абхазских школ, которые они написали с Георгием Алексеевичем Дзидзарияи Константином Шакрыл. После этого письма начался очень жесткий прессинг по отношению к ним, за ним была установлена практически тотальная слежка, это было видно по его делу. И уже к 1953 году были подготовлены все документы, не хватало только санкции прокурора. Но Сталин умер и таким образом дедушка остался живой. Следственные мероприятия, которые проводились, и к чему подводилось все, – это была измена родине, по этой статье карались самым жестоким образом, расстрелом.
Бабушка мне рассказывала и о том, что ее брата тоже репрессировали. Бабушка - Тамара Константиновна Маршания, ее младший брат – Дмитрий Константинович Маршания, 1914 года рождения, его репрессировали в 1938 году по так называемому «Ткварчельскому делу». Это был молодой горный инженер, который работал в Ткварчале, был репрессирован и расстрелян, ему было 24 года. О причине его ареста никто не знал, тогда в Ткварчельскомшахтоуправлении всех абхазцев репрессировали. Просто выборка была по национальному признаку и всех молодых инженеров, всех специалистов арестовали и потом расстреляли.
Отец бабушки – Константин Маршания был народный учитель Абхазии, он писал письма Сталину, все время искал своего сына, но никаких концов он так и не нашел. А потом погибли два других его сына. Второй сын погиб в Отечественную войну, третий умер от тифа. Так он потерял троих сыновей, вскоре отец и мать бабушки скончались после такой трагичной ситуации.
Я хотел бы рассказать о своем втором дедушке, ПлатонеНиколаевиче Микаа. Он был председателем колхоза в селеКутол. Уважение всех сельчан он завоевал тем, что в 1930-е годы сумел так их сплотить, что репрессий в селе не было. И сельчане говорили о том, что благодаря его мудрой политике, которая заключалась в том, что в селе пресекались доносы, выявлялись доносчики, и был создан такой климат, где все поддерживали друг друга, они пережили этот тяжелый период и ни одного человека из жителей села Кутол не репрессировали. Я помню, что до конца его дней сельчане отмечали, что, когда в селе нетдоносчиков и нет раздрая, можно пройти тяжелый путь именно таким образом, при этом в больших селах очень многих тогда репрессировали.
- Леван, родной брат вашей бабушки, был реабилитирован?
- Да, конечно, он был реабилитирован. И так получилось, что мой дедушка Баграт в тот период был председателем Президиума Верховного Совета Абхазии, так назывался в советское время парламент. И именно через Президиум Верховного Совета шли бумаги Верховный суд СССР по реабилитации. Через его руки прошло огромное количество документов, огромное количество материалов, с которыми дедушка ознакомился, и он был информирован о тех страшных репрессиях, которые коснулись абхазского народа. Людей расстреливали по доносам и не щадили нипожилых, ни детей. Практически всю абхазскую интеллигенцию тогда уничтожили.
Наш народ получил такой урок, из которого мы все должны сделать выводы. Из моего рассказа видно, что там, где люди были сплоченные, где не было предательства, не было стукачества и доносов, там можно было сохраниться. А где были доносы и стукачество, там очень сильно пострадали люди. Я думаю, это важный исторический урок и желательно, чтобы мы на эти же грабли снова не наступали и у нас не было таких фактов, когда мы предаем друг друга, подставляем друг друга.
Елена Заводская для Апсныхабар